Preview

Вестник рентгенологии и радиологии

Расширенный поиск
№ 3 (2015)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.20862/0042-4676-2015-0-3

5-11 860
Аннотация

Цель исследования – изучить характеристики костной орбиты и ее вершины в норме.

Материал и методы. Исследованы компьютерные томограммы 210 человек (266 орбит) без орбитальной патологии.

Результаты. Определены линейные показатели (горизтальный вход, вертикальный вход, длина) костной орбиты и ее вершины в норме. Выявлено, что объем костной орбиты и ее вершины в норме у мужчин и женщин имеют статистически значимые отличия. Индивидуальная асимметрия объемов костных орбит в норме выявлена у 80,95% мужчин и 82,85% женщин, асимметрия объема орбитальной клетчатки – у 47,61 и 51,42% соответственно.

Заключение. Асимметрия средних объемов костных орбит в популяции в  норме имеет место только в пределах статистической погрешности. При этом индивидуальная асимметрия объемов костных орбит в норме достигает 3,0 см3, индивидуальная асимметрия объемов вершин костных орбит не превышает 1,0 см3. Линейные и объемные характеристики костной орбиты и ее вершины полезны при оценке степени выраженности клинических симптомов. Их необходимо учитывать при проведении дифференциальной диагностики истинного и ложного экзофтальма, также они могут иметь решающее значение при выборе тактики хирургического вмешательства.

688
Аннотация

Цель исследования – совершенствование лучевой диагностики переломов глазницы на до- и послеоперационных этапах лечения, обоснование необходимости детальной оценки костных и мягкотканых структур глазницы для предотвращения развития ранних послеоперационных осложнений.

Материал и методы. В клинике Первого МГМУ им. И.М. Сеченова были обследованы 52 пациента на 1–2-й день после травмы. Среди них было 49 (94%) мужчин и 3 (6%) женщин

в возрасте от 17 до 49 лет. Многосрезовая компьютерная томография (МСКТ) до операции была выполнена в день поступления. Послеоперационная МСКТ проводилась в течение 7–10 дней после хирургического лечения.

Результаты. В предоперационном периоде МСКТ позволила выявить переломы нижней и латеральной стенок глазницы у всех 52 пациентов. В 8 (15%) случаях определялся перелом медиальной стенки глазницы, в 3 (6%) – перелом верхней стенки. У 12 (23%) пациентов визуализировалось пролабирование жировой клетчатки и глазодвигательных мышц в соответствующий верхнечелюстной синус, что приводило к образованию энофтальма с увеличением объема глазницы. У 3 (6%) пациентов определялись последствия травматического повреждения глазного яблока. Патология зрительного нерва выявлена у 11 (21%), повреждение глазодвигательных мышц – у 20 (38%) пациентов. После хирургического лечения у 4 (8%) больных сохранялся дефект нижней стенки глазницы в задних отделах, где

ретробульбарная клетчатка пролабировала в верхнечелюстной синус. Из 20 (38%) пациентов с различной патологией глазодвигательных мышц после операции в 3 (6%) случаях сохранялись повреждения мышц, которые в основном были связаны с некорректной установкой имплантата дна глазницы. Число пациентов с патологией глазного яблока не изменилось – 3 (6%). Из 11 (21%) пациентов с патологически измененным извитым ходом нерва после операции у 5 (10%) зрительный нерв приобрел правильный ровный ход на всем протяжении, у 6 (12%) зрительный нерв остался в прежнем патологическом состоянии.

Заключение. В предоперационном периоде МСКТ является методом выбора при обследовании пациентов с травмами глазницы. Выполнение МСКТ в раннем послеоперационном периоде позволяет оценить результаты лечения, выявить возможные осложнения, а также играет решающую роль при планировании повторного вмешательства лечащим врачом.

 

18-22 1373
Аннотация

Цель исследования – изучение частоты, природы и симптоматики нарушений оттока желчи, протекающих без формирования супрастенотического расширения.

Материал и методы. Под наблюдением находились 1082 пациента, которым с целью дифференциальной диагностики желтухи разной  природы проводилась эндоскопическая ретроградная   холангиопанкреатография. В зависимости от диаметра общего желчного протока пациенты были распределены на группы с холангиоэктазией и без неё. Изучались причины нарушений эвакуации желчи, уровень билирубина, печёночных трансфераз и щёлочной фосфатазы,  длительность механической желтухи и её периодичность, существование протяжённой компрессии супрастенотического расширения, встречаемость других симптомов и эффективность  дополнительных способов дифференциальной диагностики печёночной и механической желтухи.

Результаты. Отсутствие супрастенотического расширения было отмечено в 11 наблюдениях: при блоках гепатикохоледоха   нециркулярной (аморфной) внутренней организации, рубцовых стенозах гепатикохоледоха, обильном метастазировании в ворота и паренхиму печени, когда протяжённый стеноз общего печёночного протока не  приводит к внутрипечёночной холангиоэктазии. В 9 наблюдениях при визуализации стеноза магистральных желчных протоков для выяснения природы и степени стеноза, а также его ригидности использовали инструментальную пальпацию и аспирационную биопсию. Для дифференциальной диагностики желтухи применялось эндобилиарное стентирование.

Заключение. У 0,8% пациентов с нарушением оттока желчи органической природы отсутствует супрастенотическое расширение. В этих случаях о препятствии оттоку желчи могут свидетельствовать чёткообразные колебания диаметра гепатикохоледоха и его деформация. Частично объяснить отсутствие супрастенотического расширения возможно обильным метастатическим поражением печени и злокачественной инфильтрацией гепатодуоденальной связки. Для дифференциальной

диагностики механической и печёночной желтухи при отсутствии супрастенотического расширения возможно использование инструментальной пальпации и эндобилиарного стентирования с последующей оценкой динамики уровня билирубина, аспирационной биопсией.

 

23-30 1363
Аннотация

Цель исследования – разработка рентгеноморфометрической методики оценки размеров и формы межпозвонковых пространств в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, оценка состояния межпозвонковых пространств у женщин в норме с учетом возраста и при дистрофических изменениях межпозвонковых дисков.

Материал и методы. Изучены данные рентгеноморфометрического исследования межпозвонковых пространств 127 женщин различного возраста. На боковых спондилограммах грудного и поясничного отделов, выполненных с соблюдением ряда требований, оценивались размеры передних, средних и задних отделов межпозвонковых пространств в диапазоне от T4 до L5, на основе полуколичественной методики определялась степень выраженности дистрофических изменений межпозвонковых дисков.

Результаты. Ширина межпозвонкового пространства нижерасположенного сегмента была больше, чем в сегменте, находящемся выше. Различия ширины межпозвонковых пространств соседних сегментов в нижележащих участках позвоночного столба были больше, чем в верхних отделах позвоночника. В диапазоне Т4-Т12 межпозвонковые пространства имели двояковыпуклую, а в верхних поясничных сегментах – заднюю клиновидную форму. Заметного сужения межпозвонковых пространств с возрастом не отмечается. В возрастной группе 70 лет и старше наблюдается достоверное умеренное увеличение высоты межпозвонковых пространств в средних и нижних сегментах грудного отдела. При различной степени дистрофических изменений межпозвонковых дисков было определено, что наиболее выраженные их проявления сопровождаются уменьшением ширины межпозвонковых пространств в нижней половине позвоночного столба в сочетании с нарушением их правильной формы.

Заключение. Размер и форма межпозвонковых пространств зависят от положения сегмента в позвоночном столбе. В большей части грудного отдела пространства имеют двояковыпуклую, а в переходной грудопоясничной зоне и в поясничном отделе – заднюю клиновидную форму. Возрастные изменения межпозвонковых пространств связаны с некоторым их расширением в возрасте70 лет и старше без нарушения правильной формы. При развитии дистрофических изменений межпозвонковых дисков отмечается умеренное сужение межпозвонковых пространств нижней половины позвоночного столба в сочетании с клиновидным изменением их формы.

 

31-36 4577
Аннотация

Цель исследования – оценить возможности метода магнитно-резонансной томографии в выявлении опухоли мочевого пузыря в зависимости от размеров и локализации, а также в диагностике сопутствующих уродинамических нарушений.

Материал и методы. Обследованы 93 пациента (78 мужчин, 15 женщин, средний возраст 62,1±12,2 года) с раком мочевого пузыря. Исследования проводились на 1.5 Т МР-томографе по расширенному протоколу, с обязательным включением в протокол диффузионно-взвешенных изображений; 86 пациентам выполнено внутривенное динамическое  контрастирование.

Результаты. У 48,7% пациентов узлы были одиночными, у 51,3% имелось множественное поражение стенок пузыря. У 67,5% пациентов выявлено поражение стенок мочевого пузыря с вовлечением функциональной зоны Льето. При наличии одиночного образования в 58,9% случаев оно локализовалось в треугольнике Льето, множественные поражения локализовались в этой области в 80,5% случаев. Вовлечение в опухолевый процесс устья мочеточника в 68,2% случаев приводило к вторичной уретероэктазии.

Заключение. При увеличении количества выявляемых в мочевом пузыре образований вероятность поражения треугольника Льето возрастает. В 26,8% случаев вовлечение в патологический процесс треугольника Льето (p<0,008) сопровождается нарушением уродинамики в виде  уретероэктазии. Показано обязательное применение  внутривенного динамического контрастирования для лучшей визуализации опухоли, определения ее взаимоотношений с подлежащей стенкой и основными структурами мочевого пузыря.

 

594
Аннотация

Цель исследования – изучить возможности МРТ в выявлении и оценке местной распространенности вторичного поражения влагалища.

Материал и методы. У 30 пациенток с вторичным опухолевым поражением влагалища проведено магнитно-резонансное исследование с внутривенным контрастированием. Исследования выполняли на высокопольном магнитном томографе, с напряженностью магнитного поля 1,5 Т. Протокол исследования включал выполнение Т2- и Т1-взвешенных изображений (ВИ), диффузионно-взвешенного изображения, динамического контрастного усиления. Для расправления складчатости стенок влагалища исследование проводили с внутриполостным МР-совместимым аппликатором.

Результаты. Метастатическое поражение влагалища выявлено у 30 пациенток с перенесенными злокачественными новообразованиями разной локализации. Наиболее многочисленную группу составили больные с метастазами рака тела матки – 16 (53,3%) человек. Вторичное поражение влагалища наблюдалось у 11 (36,7%) пациенток при раке шейки матки, у 2 (6,7%) – при прогрессировании рака яичников и у 1 (3,3%) – с раком прямой кишки. При значительном объеме опухоли, приводящем к утолщению стенки влагалища или нарушению ее послойной дифференцировки, определялся участок неоднородно повышенного МР-сигнала на Т2-ВИ, интенсивно накапливающий парамагнетик в артериальную и венозную фазы динамического контрастного усиления. При инвазивном процессе отмечались отсутствие визуализации гипоинтенсивного на Т2-ВИ мышечного слоя и тяжистость паракольпийной клетчатки. В нашем исследовании метастатические опухоли влагалища, ограниченные слизистой оболочкой и проявляющиеся в виде неглубокой эрозии по данным клинического осмотра и гистологического исследования, не имели специфических МР-признаков ни в одной импульсной последовательности, что, вероятно, связано с разрешающей способностью метода.

Заключение. Предложенный протокол комплексной магнитно-резонансной томографии позволяет четко локализовать опухолевый процесс во влагалище, определить объем и характер поражения у большинства пациенток, в том числе перенесших противоопухолевое лечение в анамнезе.

 

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

52-57 1492
Аннотация
Рак легкого является одной из актуальных проблем современной онкологии. Эффективность подбора химиотерапии обусловливает правильная морфологическая верификация. С учетом распространенности опухолевого процесса в большинстве случаев хирургическая операция не показана, поэтому необходимо получить материал для морфологического исследования другими способами. Данная статья посвящена со-
временным способам получения опухолевого материала на дооперационном этапе и в случаях, когда операция не показана, с целью подбора эффективной химиотерапии.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

46-51 1605
Аннотация

Раннее выявление лекарственно-индуцированных поражений паренхимы легких часто бывает затруднено ввиду неспецифических клинико-рентгенологических проявлений. Обычно диагноз основывается на истории приема препарата, клинико-рентгенологической картине и исключении других причин поражения легочной ткани.

Чаще всего патологические изменения со стороны легких вызывают химиопрепараты. В целом приблизительно у 10% всех пациентов, получающих химиотерапию, развиваются патологи ческие изменения легочной паренхимы. Основными химиопрепаратами, вызывающими поражение легких, являются блеомицин, метотрексат, кармустин, бусульфан и циклофосфомид.

Из всех методов обследования компьютерная томография является самым чувствительным методом определения лекарственно-индуцированной патологии легочной паренхимы, собенностей распределения и динамики ее развития.

Приведены данные литературы и 2 клинических наблюдения поражения легких, индуцированного приемом блеомицина и метотрексата.

 



ISSN 0042-4676 (Print)
ISSN 2619-0478 (Online)