Оценка эффективности работы отделения компьютерной и магнитно-резонансной томографии
https://doi.org/10.20862/0042-4676-2019-100-5-278-285
Аннотация
Цель. Оценка эффективности работы отделения компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ), изучение его рабочих процессов, а также разработка рекомендаций по их оптимизации.
Материал и методы. Используя принципы бережливого производства и оригинальную методологию компании Philips, мы выполнили комплексную оценку работы отделения томографии Центра лучевой диагностики Лечебно-реабилитационного центра в период с декабря 2016 г. по февраль 2017 г., включавшую: 1) изучение управленческой отчетности; 2) устное интервьюирование сотрудников; 3) анкетирование сотрудников с помощью специально разработанного опросника; 4) непосредственное наблюдение и последующее описание рабочих процессов; 5) оценку удовлетворенности пациентов методом подсчета чистого индекса поддержки (Net Promoter Score). На основании полученных данных был рассчитан потенциал пропускной способности КТ и МРТ, описаны факторы, влияющие на возможность реализации этого потенциала, разработаны рекомендации по повышению эффективности рабочих процессов, проведено их ранжирование по величине ожидаемого эффекта, сложности внедрения и материальным затратам с последующей приоритизацией.
Результаты. Оценка потенциала пропускной способности показала, что в отделении можно выполнять на 50,6% больше КТ-исследований и на 23,2% больше МРТ-исследований. Это может быть достигнуто за счет дополнительного привлечения пациентов, снижения простоя оборудования, оптимизации рабочих процессов – в наибольшей степени на этапе записи и регистрации пациента, а также на этапе интерпретации изображений и создания заключения. Разработанные рекомендации по оптимизации рабочих процессов включают меры различной эффективности и сложности, что позволило ранжировать их по трем уровням приоритета и выделить долгосрочные стратегические инициативы.
Заключение. Комплексное исследование эффективности работы отделения томографии позволило количественно оценить потенциал повышения пропускной способности, детально рассмотреть этапы процесса оказания медицинской услуги, выявить области для улучшения процесса и сформировать набор рекомендаций по их оптимизации.
Ключевые слова
Об авторах
К. К. ОсадчийРоссия
Осадчий Константин Константинович, к. м. н., доцент, ст. менеджер департамента стратегических партнерств, развития бизнеса и консалтинга в России и СНГ
ул. Сергея Макеева, 13, Москва, 123022
Е. А. Мершина
Россия
Мершина Елена Александровна, к. м. н., доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии, заведующая отделением рентгенодиагностики с кабинетами МРТ и КТ Медицинского научно-образовательного центра
Ломоносовский пр-т, 27, корп. 1, Москва, 119192
А. Е. Брагина
Россия
Брагина Анна Евгеньевна, д. м. н., профессор кафедры факультетской терапии № 2 лечебного факультета
ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, 119991
В. Е. Синицын
Россия
Синицын Валентин Евгеньевич, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии факультета фундаментальной медицины; руководитель отдела лучевой диагностики университетской клиники Медицинского научно-образовательного центра
Ломоносовский пр-т, 27, корп. 1, Москва, 119192
Список литературы
1. Hawthorne H.C. 3rd, Masterson D.J. Lean health care. N. C. Med. J. 2013; 74 (2): 133–6.
2. Kruskal J.B., Reedy A., Pascal L., Rosen M.P., Boiselle P.M. Quality initiatives: lean approach to improving performance and efficiency in a radiology department. Radiographics. 2012; 32 (2): 573–87. DOI: 1148/rg.322115128
3. Enzmann D.R. Radiology's value chain. Radiology. 2012; 263 (1): 243–52. DOI: 10.1148/radiol.12110227
4. Wessman B.V., Moriarty A.K., Ametlli V., Kastan D.J. Reducing barriers to timely MR imaging scheduling. Radiographics. 2014; 34 (7): 2064–70. DOI: 10.1148/rg.347140025
5. Rawson J.V., Kannan A., Furman M. Use of process improvement tools in radiology. Curr. Probl. Diagn. Radiol. 2016; 45 (2): 94–100. DOI: 10.1067/j.cpradiol.2015.09.004
6. Knechtges P., Decker M.C. Application of Kaizen methodology to foster departmental engagement in quality improvement. J. Am. Coll. Radiol. 2014; 11 (12 Pt.A): 1126–30. DOI: 10.1016/j.jacr.2014.08.027
7. Sarwar A., Boland G., Monks A., Kruskal J.B. Metrics for radiologists in the era of value-based health care delivery. Radiographics. 2015; 35 (3): 866–76. DOI: 10.1148/rg.2015140221
8. Reichheld F.F. The one number you need to grow. Harvard Business Review. 2003; Reprint R0312C: 1–11.
9. Чичмели И.В. Концепция чистого индекса поддержки (Net Promoter Score). 2010. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-research/segment/nps.htm (дата обращения 15.10.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Осадчий К.К., Мершина Е.А., Брагина А.Е., Синицын В.Е. Оценка эффективности работы отделения компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Вестник рентгенологии и радиологии. 2019;100(5):278-285. https://doi.org/10.20862/0042-4676-2019-100-5-278-285
For citation:
Osadchiy K.K., Mershina E.A., Bragina A.E., Sinitsyn V.E. Evaluating the Efficiency of Work of the Department of Computed Tomography and Magnetic Resonance Imaging. Journal of radiology and nuclear medicine. 2019;100(5):278-285. (In Russ.) https://doi.org/10.20862/0042-4676-2019-100-5-278-285
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 3.0 Непортированная