ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования – определить клинические и морфофункциональные изменения слезной железы при саркоидозе.
Материал и методы. Проведено ультразвуковое исследование у 53 пациентов (106 глаз) с верифицированным диагнозом системного саркоидоза. Из них мужчин было 7, женщин – 46, возраст больных варьировал от 31 года до 72 лет.
Результаты. Установлены различные виды изменений структуры слезной железы при саркоидозе. При сопоставлении полученных акустических и функциональных данных была выявлена высокая степень корреляционной связи (r>0,7) между такими параметрами, как индекс васкуляризации, рефлекторный компонент слезной секреции и наличие «тубулярных структур». Определены варианты изменения акустической структуры слезных желез, которые обозначены как отечная форма изменений, форма полиморфных, форма атрофических изменений с некротическим компонентом.
Заключение. Полученные данные могут быть использованы для диагностики изменений слезной железы у пациентов, страдающих саркоидозом.
Цель исследования – оценить чувствительность компьютерно-томографической урографии (КТУ) и магнитно-резонансной урографии (МРУ) (нативного исследования и с контрастным усилением) у пациентов с травматическими стриктурами мочеточников.
Материал и методы. Проспективно проанализированы данные 51 КТУ и 34 МРУ, полученных у пациентов с травмами верхних мочевых путей. Исследования выполнялись на 160-срезовом сканере Aquilion Prime (Toshiba, Япония) и высокопольных аппаратах с напряженностью магнитного поля 1,5 Тл Vantage Atlas (Toshiba, Япония) и 3,0 Тл Ingenia (Philips, Нидерланды). В 92,2% случаев была также проведена экскреторная урография, в 74,5% – ультразвуковое исследование. Оценивались уровень обструкции, ее причины, состояние окружающих структур, наличие осложнений.
Результаты. Уровень стриктуры мочеточника был верно определен во всех исследованиях при КТУ, наиболее часто (68,6% случаев) вовлекалась нижняя треть органа. По данным МРУ травматические стриктуры идентифицированы в 94,0% случаев. МР-исследование позволило ограничиться нативными сериями у 51,0% пациентов, КТ – у 27,5%. МРУ чаще выявляла сопутствующие травме изменения: неравномерное утолщение стенки мочеточника было отмечено в 44,1% (при КТУ – в 27,5%), инфильтрация периуретральной клетчатки – в 43,1% (при КТУ – в 37,2%), скопление жидкости в малом тазу – в 9,8% (при КТУ – в 7,8%) случаев. Методики также позволяли установить наличие свищевых ходов: МРУ была полезна в предоперационной визуализации патологических соустьев в 100% случаев. КТУ смогла продемонстрировать подтекание контрастного вещества и/или затекание его во влагалище в 66,7% случаев.
Заключение. МРУ демонстрирует сопоставимую с КТУ чувствительность в выявлении травм мочеточников (в том числе в диагностике таких осложнений, как свищи) и может применяться у пациентов с противопоказаниями к КТУ, а также, благодаря отсутствию ионизирующего излучения, – для исследований в динамике.
Цель исследования – сравнение эффективности оценки функции печени у пациентов с заболеваниями желчных протоков с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) с введением Gd-EOB-DTPA и «золотого стандарта» – гепатобилисцинтиграфии.
Материал и методы. В исследование включены 18 пациентов (11 мужчин, 7 женщин, возраст 29–70 лет, из них 16 – с опухолью Клацкина, 1 – с дисплазией эпителия желчных протоков, 1 – с внутрипеченочным холангиолитиазом) после билиарной декомпрессии, которым провели 21 парную МРТ и гепатобилисцинтиграфию с 99mTc-меброфенином с промежутком не более 3 дней между исследованиями. В одинаковых зонах интереса размером 30–50 пикселов, расположенных во II–III, IV, V–VIII, VI–VII секторах печени, был измерен МР-сигнал до введения МР-контрастного средства (МРКС), в стандартные сосудистые фазы и на 10-, 20-, 30- и 40-й минуте, затем сигнал был выражен как процент усиления по сравнению с преконтрастной серией. После проведения МР-волюмометрии был также определен функциональный объем левой и правой долей печени как площадь под кривой накопления МРКС, умноженная на объем доли, выраженная как процент от аналогично рассчитанной функции всей печени. Такие же параметры интенсивности и функциональные объемы были рассчитаны для гепатобилисцинтиграфического исследования.
Результаты. Функциональные объемы долей при использовании двух методов высоко коррелировали (R=0,8, p<0,001) и не демонстрировали достоверной разницы при сравнении с помощью критерия Манна–Уитни (p>0,3). Скорость выведения 99mTc-меброфенина также высоко коррелировала с данными, полученными при МРТ (R=0,5–0,9, p<0,05). Заключение. МРТ с внутривенным введением Gd-EOB-DTPA показывает высокую корреляцию с «золотым стандартом», однако дополнительные исследования необходимы для уточнения возможностей и ограничений замены одного метода на другой>< 0,05).
Заключение. МРТ с внутривенным введением Gd-EOB-DTPA показывает высокую корреляцию с «золотым стандартом», однако дополнительные исследования необходимы для уточнения возможностей и ограничений замены одного метода на другой.
КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ
Подколенная киста, или киста Бейкера, легко отличается от других кистозных или солидных опухолей на срезах магнитно-резонансной томографии. На современном уровне развития медицины разработано множество вариантов консервативного и оперативного лечения подколенных кист, однако до сих пор ведутся дискуссии об их обоснованности и эффективности. Кроме того, не существует единого мнения об этиологии и патогенезе заболевания. Известно, что при МРТ-обследовании выявляются однотипные внутрисуставные изменения у асимптомных пациентов и больных с суставным синдромом, что позволило сделать предположение о второстепенной роли внутрисуставных патологических изменений в ряде случаев формирования кисты Бейкера. В связи с этим авторы считают оправданным метод лазер-индуцированной термотерапии. Ее основная задача заключается в коагуляции тканей стенки кисты, что впоследствии приводит к облитерации ее соустья и полости. Для визуализации и обеспечения безопасности манипуляции применяется сонографический контроль. В данной работе представлен случай МРТ-диагностики подколенной кисты и контроля эффективности лазер-индуцированной термотерапии.
ОБЗОРЫ
Диагностика рассеянного склероза (РС) довольно сложна, что связано с особенностями клинической картины и отсутствием уникальных подтверждающих тестов. Магнитно-резонансная томография (МРТ) является одним из способов подтверждения диагноза, кроме того, она позволяет проводить дифференциальную диагностику с другими демиелинизирующими заболеваниями и исключать патологии, имитирующие РС. В настоящем обзоре представлены не только МРТ-критерии РС и других сходных по МРТ-картине заболеваний, но и дополнительные клинические и лабораторные данные, без применения которых невозможна постановка правильного диагноза.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 3.0 Непортированная
ISSN 2619-0478 (Online)